ИСТОРИЯ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

КОНАЧЕВА С.А., кандидат философских наук

Курс включает основные разделы по истории западной философии от ее зарождения в Древней Греции до XX века. В задачи курса входит познакомить слушателя с панорамой западной философской мысли, выделить в ней основные структурные потоки. Изучение истории философии начинается с предварительного изучения особенностей философского дискурса, чтобы история философии не превратилась в историографическое перечисление школ, идей и персонажей, но осталась философствованием.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое философия? Философия и миф. Философия и наука. Философия и мировоззрение. Язык философии. Проблема метафизики, вопрос о бытии. Современная духовная ситуация и философия.

Основные разделы философии. Генезис философии и историко-философский процесс в целом.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 1. Введение

Античная философия в контексте историко-культурного развития Древнего мира. Периодизация истории античной философии. Источники изучения античной философии: платоновский и аристотелевский корпус, доксография, историко-философская литература.

Тема 2. Ранняя античная философская мысль. Досократики.

Мифология и пред-философия. Понятие природы - фюсис. Ионийская и италийская "фисиология". Возникновение и развитие учения о всеобщем первоначале (архе) в милетской школе - Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух).

Переосмысление мудрости и первоначала у Геркалита - учение о четырех "корнях" элементов мироздания, огонь как первоэлемент, огонь как логос; учение о становлении (становящаяся вещь и неизменное имя); мудрец и толпа.

Пифагорейцы и число как начало. Пифагореизм как религиозно-философская школа. Пифагорейцы и орфизм. Учение о душе и теле (метемпсихоз).

Открытие бытия в элейской школе. Феномен Ксенофана. Поэмы о бытии Пармени..  мир истины и мир мнения, единство мысли бытия. Единое. Апории Зенона Элейского.

Физики: Эмпедокл, Анаксагор - теория Ума-Нусса, Левкипп и Демокрит - атомы и пустота как истинная природа.

Тема 2. Софисты и Сократ - открытие человека.

Истоки и эволюция движения софистов. Протагор: метод противоречий, "человек есть мера всех вещей". Горгий и Продик.

Сократ - жизнь и проблема источников. Обращение к человеку, переосмысление добродетели. Сократический метод - "незнание", ирония, майевтика. "Идеи" и диалектика Сократа. Понятие свободы.

Тема 3. Платон.

Жизнь и сочинения Платона. Платоновский корпус - проблема аутентичности. Мир идей, идея вещи. Структура идеального мира. Познавательные проблемы - источники и ступени познания, диалектика, пути к Абсолюту. Концепция человека. Мировая душа в диалоге "Тимей" и человеческая душа в диалоге "Федр". Очищение души как познание. Судьба души после смерти, метемпсихоз. Миф о пещере. Политика и этика Платона. Идеальное государство. Платоновская Академия.

Тема 4. Аристотель.

Жизнь и сочинения Аристотеля. Аристотелевский корпус. Платон и Аристотель - спор об идеях. "Метафизика" - четыре причины проблемы бытия. Учение о сущности; формы и материя; действительность и возможность; "энтилехия" и "энергия". Перводвигатель. Учение о душе и ее трехчастности (вегетативная, чувственная и понимающая душа). Логика - категории и суждения, теория силлогизма. Этика и политика: этические добродетели, цель человека - счастье, концепция идеального государства.

Тема 5. Философские школы эпохи эллинизма.

Сократические школы. Академия и Ликей. Киническая школа - природа как закон для человека.

Эпикуреизм. Философия Эпикура: атомизм, учение о Вселенной, о произвольном отклонении атомов. Этика, атараксия как цель человеческой жизни. Гедонизм.Идеал мудреца.

Стоицизм. Генезис Стой - Зенон из Критона. Логика, физика и этика. Учение о добродетели. Панэнсы и Посидоний.

Скептицизм. Перрон - моральный скепсис. Академия скептиков (Аркесилай, Карнеад). Скептические "тропы".

Тема 6. Система поздней античности.

Философия в Древнем Риме. Лукреций - поэма "О природе вещей" - представление о природе как искусном творце. Этические учения поздней Стой - Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека.

Неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Триада: Единое, Ум, Душа. Происхождение физического космоса, понятие эманации. Мир форм, природы и судьба человека. Возвращение к Абсолюту, созерцание и экстаз. Школа Плотина: александрийско-римская - Порфирий, сирийская - Ямвлих. Прокл. Симпликий. Неоплатонизм и христианство.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенности философии в средние века, хронологические рамки. Основные концепции развмтия средневековой философии. Проблемы христианской философии.

Тема 1. Ранняя патристика.

Филон Александрийский и метод аллегорической экзегезы. Учение о Логосе. Апостольские отцы, апологеты второго века - Аристид, Юстин, Татиан, христианский гнозис. Философская теология александрийской школы III века: Климент Александрийский - проблема гармонии веры и разума, система христиан-

ской педагогики, "философия - служанка теологии"; Ориген - соединение христианства и эллинизма, метод спекулятивной теологии. Бог как сверхсущая непознаваемая "монада".

Тема 2. "Золотой век" греческой патристики (IV - первая пол. V века) и поздняя патристика.

Роль философии в разработке христианской догматики. Тринитарные и христологические споры - Афанасий Александрийский, Каппадокийцы. Космологическая теория Василия Великого, антропология Григория Нисского.

Дионисий Ареопагит и апофатическая теология. Вопрос об авторстве корпуса ареопагетиков. Мистическое незнание. Максим Исповедник.

Тема 3. Латинская патристика до Августина.

Минунций Феликс. Терпулиан - личная вера в противовес философствованию. Метод парадокса. Христианские писатели III - нач. IV века - Киприан, Новациан, Арнобий, Лактанций.

Тема 4. Святой Августин.

Жизнь и сочинения Августина. Идея личности. Проблемы истины. Бог. Тринитарная формула. Творения, идеи как мысли Бога и "разумные семена". Тема времени. Проблемы происхождения зла и его онтологического статуса. Свобода воли и предопределение. "Град земной" и "Град божий".

Тема 5. Схоластика.

Боэций - последний римлянин. "Логический квадрат оппозиций", "Утешение философией". Проблема веры и разума.

Философия в "темные века". Каролингское возрождение. Философское творчество Иоанна Скотта Эриугены. Влияние Дионисия Ареопагита. Четыре разделения природы, единство философии и религии. Шартрская и Сен-Викторская школа.

Пьер Абеляр. Жизнь о сочинения. "Сомнение" и "правила исследования". Диалектика. Роль разума в богословии. Этика.

Арабский аристотелизм. Ансельм Кентерберийский и августинизм XII века. Онтологическое доказательство бытия Бога.

ФомаАквинский. Жизнь и сочинения. Проблема соотношения философии и теологии, разума и веры. Метафизика Фомы: сущность и существование, проблемы бытия. Бог как самосущностное существование. Трансцеденталии. Аналогии рытия. Пять способов доказательства бытия Бога.

Францисканская метафизика света - Роберт Гротесест, Роджер Бэкон, Бона-вентура.

Философия номиналистов. Иоанн Дунс Скотт и Уильям Оккам. Разделение философии и теологии. Примат индивидуального. "Бритва Оккама". Немецкая мистика XIII - XIV вв. Дитрих Фрайбургский и Майстер Экхардт.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Особенности духовно-культурного феномена Ренессанса. Проблема временных границ. Возрождение античности, создание нового образа человека и его отношение к миру. Тема судьбы.

Тема 1. Итальянский гуманизм XIV - XVI вв.

Мир Данте и Петрарки. Неоплатонизм Возрождения. Платоновская Академия во Флоренции.

М.Фичино: пять ступеней мироздания, переход от божественного единства к природной множественности.

П.Д.Мирандола: внеиерархичность человека и свобода. Идея всеобщей религии.

Николай Кузанский: концепция "ученого незнания", учение об Абсолюте. понятия абсолютного максимума и минимума. Учение об истине и совпадении противоположностей.

Тема 2. Натурфилософия.

Леонардо да Винчи. Учение о механическом строении природы, проблема со единения опыта и "умозрительных рассуждений".

Учение о собственных принципах природы Б.Телезио, исследование человека как природной реальности.

Джордано Бруно и проблема Единого. Единое как точка совпадения материи и формул, как причина бытия и самобытия. Символика Ночи и Света. Учение о Вселенной. Религия как метафизика бесконечного.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVI - XVII ВВ.

Генезис философского мышления Нового времени. Значение Реформации и Контрреформации. Научная революция. "Поворот к субъекту" в новой европейской философии.

Тема 1. Бэкон и Декарт.

Ф.Бэкон. Критика традиционной философии. Учение об "идолах" человеческого ума. Опытно-индуктивный метод. Открытие "форм" как цель науки.

Р.Декарт. Радикальное сомнение и принцип "cogito ergo sum". Метафизика и дуализм конечных субстанций: мышление и протяжение. Существование и рол). Бога. Значение картезианского рационализма для европейской культуры.

Тема 2. Метафизика Спинозы и Лейбница.

Б.Спиноза. Богословские истоки философствования. Бог как бесконечная субстанция. Атрибуты и модусы. Природа творящая (natura naturans) и сотворенная (natura naturata). Проблема адекватного познания. Свобода воли, детерминизм. Учение об аффектах. Этика, концепция религии и государства.

Г.В.Лейбниц. Понятие субстанции и полемика с картезианством. Монадология: природа монады, монада как микрокосм, сотворение и неразрушимость мо над. Учение о Боге: доказательство бытия Бога, теодицея, теория предустановленной гармонии.

Тема 3. Английский эмпиризм.

Т.Гоббс. Концепция философии. Номинализм и учение о языке. Принцип телесности. Политическая философия: "естественное право", "общественный до говор", абсолютистское государство - Левиафан.

Дж.Локк. Эмпиризм и критика "врожденных" идей. Учение о первичных и вторичных качествах, о простых и сложных идеях. Религия и ее отношения с разумом и верой.

Дж.Беркли. Субъективизм в трактовке философских проблем. Теория зрения и умственное конструирование "предметов". Принцип: "esse est percipi". Номинализм и "здравый смысл".

Д.Юм. Критика понятия субстанции. Радикальный эмпиризм. Отрицание общих понятий. Принцип ассоциации. Проблемы причинности. Теория страстей, отрицание свободы. Трактовка религии.

Тема 4. Б.Паскаль.

"Первое" и "Второе" обращения. Паскаль и янсенизм. "Письма к провинциалу". Разум и сердце - разделение научного знания и религиозной веры. Величие и нищета человека, ужас перед несоизмеримостью человека и природы. "Бог философов" и "Бог Авраама, Исаака, Иакова".

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 1. И.Кант.

И.Кант - "основоположник немецкой классической философии"? Докритический период Канта: проблемы границ и возможности естественнонаучного познания.

Критический период. "Критика чистого разума": "коперниканская революция" Канта, проблемы обоснования всеобщности и необходимости научного знания, феномены и ноумены априорной формы чувственного и интеллектуального познания, трансцедентальная дедукция категории рассудка, антиномии разума, критика традиционных доказательств бытия Бога. "Критика практического разума": обоснование морали, сущность категорического императива, проблема свободы, долга и личности, принцип автономии морали, три постулата практического разума. "Критика способности суждения": эстетическая способность суждения и проблема аналитики прекрасного, антиномии вкуса, понятие возвышенного, учение о гении, личности как эстетический идеал.

Общие моменты кантовского философствования - "Бог невинен, а человек свободен".

Тема 2. Немецкая метафизика.

Философия И.Г.Фихте. Проблема трансцедентальной апперцепции; единство самосознания и идея развития; тема свободы и необходимости. Наукоучение: диалектика "Я" и "не-Я". Этика.

Философские воззрения Ф.В.Шеллинга. "Философия тождества": бессознательное как тождество объективного и субъективного, парадоксы соотношения органического и неорганического мира. Философия мифа. Нравственная проблематика.

Философия Г.Ф.Гегеля. Этапы гегелевского философствования. Тождество мышления и бытия как исходный пункт. "Феноменология духа": проблемы гносеологии и истории познания. "Наука логики": учение о бытии, сущности и понятии, категории логики, проблема противоречия и диалектика; проблема тождества тождества, логики, диалектики и теории познания. Философия истории, философия религии.

СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Философия С.Кьеркегора.

Творчество Кьеркегора как ответ на рационалистическое переосмысление христианства. Принцип трансцедентности и непостижимости божества. Экзистенциальная диалектика как попытка сохранить непосредственное отношение к Богу. Три стадии пути к Богу: эстетическая, этическая, религиозная. Тема отчаяния. Вера и абсурд.

Тема 2. Шопенгауэр и Нищие.

Метафизика Шопенгауэра: мировая воля как единственная подлинная реальность, объетивация мировой воли в представлении, неподлинность феноменального мира. Обнаружение воли в многообразии мира. Мир как "война всех против всех", существующий мир как "наихудший из возможных". Тема страдания и сострадания.

Философия Ницше. Размышления об античной трагедии: два начала европейской культуры - аполлоновское и дионисейское. Ницше и проблема нигилизма: переоценка всех имеющихся ценностей, вечное возвращение к тому же, воля к власти, смерть Бога, сверхчеловек. Философствование Ницше как конец матафизики.

Тема 3. Бергеон и Дильтей.

Бергсон - критик рационального познания: утверждение неадекватности теоретической картины мира. Интуиция - непосредственное постижение сущности вещей. Неповторимость и непредсказуемость жизни. Жизненный порыв.

Философия жизни В.Дильтея: жизнь как способ бытия человека и культурно-историческая реальность. "Науки о природе" и "науки о духе". Вживание и интроспекция. Три типа мировоззрения: натурализм, идеализм свободы и объективный идеализм.

Тема 4. Неокантианство.

Возникновение неокантианства в 1860-е годы как оппозиция метафизике немецкого идеализма.

Марбургская школа. Г.Коген и П.Наторг - преодоление психологизма и метафизики. Философия символических форм Э.Кассирера.

Баденская школа: оппозиция "наук о природе" и "наук о культуре". Философская методология исторического познания Г.Риккерта. Теория ценностей и философия культуры В. Виндельбанда.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 1. Феноменология.

Работы Ф.Брентана и становление феноменологии. Э.Гуссерль - идея философии как "строгой науки". Учение о сознании, понятие интенциональности. Феноменологическая редукция. Осмысление истоков кризиса современного человечества в "Кризисе европейских наук". Концепция "жизненного мира", интерсубъективности в поздних работай Гуссерля. Дальнейшая эволюция феноменологического движения.

Тема 2. Психоанализ.

Истоки психоанализа З.Фрейда. Основные составляющие психоанализа: сознание и бессознательное, вытеснение, либидо. Эдипов комплекс. "Оно", "Я", "Сверх-я". Фрейдовский анализ происхождения и смысл культуры и религии. Различные направления в психоанализе: аналитическая психология К.-Г. Юнга, фрейдомарксизм В.Райха, неофрейдизм Э.Фромма.

Тема 3. Экзистенциализм.

Немецкий экзистенциализм. Проблематика "Бытия и времени" М. Хайдеггера: философия как фундаментальная онтология, бытие и сущее, Dasein, экзистенциалы, временной характер бытия, бытие как "бытие к смерти". Шаг назад - к преодолению метафизики. Поздний Хайдегер: " Человек - то сущее, в бытии которого дело идет о самом бытии". Язык как дом бытия.

Свобода и пограничная ситуация, трансценденция и экзистенция в философии К.Ясперса.

Французский экзистенциализм. Религиозный экзистенциализм Г. Марселя. "И себе" и "для-себя-бытие", сущность и существование в философии Сартра. Проблематика метафизического абсурда в экзистенциализме Камю.

Тема 4. Постструктурализм и постмодернизм.

Кризис метафизики в концепции Ж.Деррида: деконструкция, различение. письмо. Деррида и Хайдеггер. Ж.Ф.Лиотар о смысле "пост" в постмодерне. Социально-философские идеи Ж.Делеза и Ф.Гваттари. Современная дискуссия о постмодерне.

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

Мамардашвили М.К.. Как я понимаю философию. М.: Пргресс, 1992.
Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1992.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

Античная философия

Аристотель. Сочинения в 4 т. М.,1976-1984.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
Платон. Сочинения в 4 т. М.,1990-1994.
Плотин. Сочинения. Спб., 1996.
Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.
Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М., 1989.
Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991
Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1-7. М.,1963-1992.
Мамардашвили М.К. Путь к очевидности. Лекции по истории античной философии. М., 1997.
Хайдеггер М. Учение Платона об истине.// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Средневековая философия.

Абеляр П. История моих бедствий . М., 1960.
Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.
Августин А. Исповедь. М., 1991
Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.
Бонавентура. Путеводитель души к Богу.//Вопросы философии. 1993 ?8
Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.
Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991
St. Tomas Aquinas. Summa theologica: In 6 vols. Roma, 1894.
Мистическое богословие. Киев, 1991.
Памятники средневековой литературы IV - IX веков.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1995.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Философия эпохи Возрождения и Реформации

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949 Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1967.
Кузанский Н. Сочинения в 2 тт. М., 1979.
Петрарка Ф. Автобиография. Исповедь, Сонеты. М.,1915
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
Бахтин М.Н. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Философия Нового времени

Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. М., 1977-1978.
Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
Гоббс Т. Сочинения в 2 тт. М., 1989-1991.
Декарт Р. Сочинения в 2 тт. М., 1988-1992.
Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 тт., М., 1982-1989.
Локк Дж. Сочинения в 3 тт., М., 1985-1988.
Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности в Новое время. М., 1988
Виндельбанд В. История новой философии. т.1, спб., 1908.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

Немецкая классическая философия

Гегель Г. Сочинения, т. 1 - 14. М.- Л., 1929-1959.
Кант И. Сочинения в 6 тт. М., 1963-1966.
Фихте И.Г. Избранные сочинения. М., 1916.
Шеллинг Ф. Сочинения в 2 тт. М., 1987-1989.
Становление неклассической философии.
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914.
Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. Спб, 1904
Дильтей В. Описательная психология. М., 1924
Кассирер Э. Познание и действительность. Спб, 1912
Ницше Ф. Сочинения в 2 тт. М., 1990
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственности. М., 1992.
Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
Проблемы сознания в современной западной философии. М., 1989 Шестов Л.
Киркегард и экзистенциальная философия.

Современная западная философия

Гуссерль Э. Философия как строгая наука//Логос, Спб., 1909 N1
Гуссерль Э. Логические исследования. т.1, сПб. 1909.
Гуссерль Э. Феноменология// Логос, М.,1991 N1
Деррида Ж. Позиции. М., 1997.
Делез Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. М., 1990.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М., 1992.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
Ясперс К. Смысл назначения истории. М., 1991.